"Развязать узлы до 45, и уйти.
Не по проторенным путям, из этих перепетий.
Вышел открытым, поймал волну.
Рассказывает море истории все ему".
5'nizza "Митя" ("КУ" 2017)
Прямо перед Португалией я читала Ремарка. В книге "Ночь в Лиссабоне" город - не главный герой, лишь декорация - по нему растекается знакомая ремарковская боль. Перетекает из стакана в стакан, шатается по барам, вглядывается в прошлое, в темноту, за океан. И не то чтобы я сразу не понимала, что Ремарк не путеводитель по лиссабонской ночи написал. Напротив, я осознанно не стесняюсь напоминать себе о смерти. Потому что чем резче чувствую боль - чужую или поближе, тем бережнее отношусь к настоящему - громе смеюсь, чаще пританцовываю. Сильнее живу.
Смеяться и пританцовывать мне повезло на фестивале Nos Alive. Туда нельзя с фотоаппаратом, потому его картинки ритмично живут лишь в моей памяти - пульсируют в такт, когда слышат Alt-J, Сэма Смита или Muse. Но фестивалить в Лиссабоне можно и без билета. Особенно хмельными улыбками подсвечена улица Rua Nova de Carvalho. Она как бы и днем намекает (розовая дорожка на фото внизу), а ночью так вообще просит отгул у завтрашнего утра.
Другие ноты в районе Альфамы. В португальской культуре и характере есть понятие "саудади" - эмоциональный коктейль из светлой печали, ностальгии и бренности счастья. Если под этим коктейлем запеть, то получается "фаду" - грустная лиссабонская песня. Слушать ее надо молча. Тогда, возможно, услышишь не только португальскую душу, но и героев Ремарка. И осознаешь, что если мир преодолел то, от чего бежали они, то тебе свою грусть и вовсе можно просто смахнуть с души.
Комментариев нет:
Отправить комментарий